ПОДАТЬ ЗАПИСКИ

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

Свято-Успенская Почаевс...

0 0 0.0

ХУДОЖЕСТВ. ФИЛЬМЫ

Старец Паисий и я, стоя...

01:22:05
0 0 0.0

ДОКУМЕНТ. ФИЛЬМЫ

БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК. Житие Св...

0 0 0.0

ФИЛЬМЫ О СВЯТЫХ

Пророк Елисей

00:26:03
1 0 0.0

МУЛЬТФИЛЬМЫ

Мультфильм о батюшке Се...

1 0 0.0

ЗАКОН БОЖИЙ

«Закон Божий». Божий ми...

0 0 0.0

АУДИОКНИГИ

«Димон» протоиерей Алек...

0 0 0.0

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСНИ

Олег Скобля: Афон

1 0 0.0

СОБЫТИЯ

28 ИЮЛЯ 2017 г. УПЦ ТОР...

0 0 0.0

РАЗНОЕ ВИДЕО

Пасха в космосе

00:15:50
0 0 0.0

СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Буква К



Казначей – должностное лицо монастыря, в обязанности (послушание) которого входит распоряжение монастырской казной. На обязанности Казначея монастыря лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Настоятелем Епархиальному Архиерею.


Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.


Камилавка (греч. - верблюд) – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей.
Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 
Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам. 
Черная камилавка – принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.


Канон (греч. κανών, «правило, мерило, норма») – форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) – тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в.  Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.


Канон библейский – книги Священного Писания (Библии), признанные Вселенской Церковью богодухновенными, в отличие от неканонических, которые, однако, также считаются Церковью назидательными и полезными (к последним относятся Послание Иеремии, книги Варуха, Товита, Иудифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я книги Ездры и три книги Маккавейские).


Канон Евхаристический – главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров. 
Евхаристический канон начинается возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). 
Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после которой хор поет соответствующее песнопение):
- молитва – благодарение Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы хор поет т.н. ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...", состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); 
- молитва – воспоминание Тайной Вечери и крестного искупления; 
- молитва – призывание Святого Духа, во время которой совершается освящение и преложение Cвятых Даров.


Каноны Церковные – основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). 
Каноны были составлены как отдельными церковными авторитетами, святыми отцами, так и различными церковными соборами. 
Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и поместных соборах и отмене не подлежат. 
В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил». В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.


Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») – признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием.
В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.
Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I – IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом.  Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог).


Канун

1) Канун – день, предшествующий церковному празднику. См. предпразднство.
2) Прямоугольный подсвечник со множеством гнезд для свечей, обычно в виде столика, с небольшим Распятием, на который в храме ставятся свечи о упокоении и полагаются приношения для поминовения усопших (кутия, хлеб, и т.п.).


Катехизис (от греч. katechesis – поучение, наставление) – руководство, содержащее основные положения христианского вероучения.
Катехизация – устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению.
С 16 в. катехизис – книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской Церкви.


Кафедра – ( др.-греч. седалище; сиденье):
1) Кресло для архиерея, устанавливаемое в храме. Епископское седалище располагается у центральной части восточной стены алтаря напротив Престола на горнем месте. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за Литургией, епископ восседает на кафедре, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. Таким образом, епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова.
2) В переносном смысле – епархия, город, где пребывает архиерей (говорят, например: "Назначен на такую-то кафедру").


Кафедральный собор – главный храм епархии, в котором постоянно установлена кафедра архиерея и где он, по преимуществу, совершает богослужения.


Кафизма (греч. κάθισμα "сидение") – одна из двадцати частей, на которые разделена Псалтирь.
Каждая кафизма делится, в свою очередь, на три части, называемые статиями (греч. στασεις, стояние, поскольку на Вотоке для их чтения вставали) или славами (от славословия).
Кафизма – Богослужебное деление Псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит их название. Порядок чтений кафизм определен Церковным Уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста – дважды за неделю.


Келарь (в переводе с греческого "амбарный") – должностное лицо монастыря, в обязанности (послушание) которого входит заготовка и хранение продуктов.


Келейник, келейница – прислуга духовных лиц монашеского звания: архиереях, настоятелях монастырей, старцах и т.д.
В обязанности келейника входит обеспечение бытовых нужд, письмоводительство и т.п.


Келья (греч. κελλίον, множ. число -ία, κέλλα, от лат. сеllа "комната") – жилище монахов в монастыре. Обычно келья представляет комнатку, где монах живет и предается молитве. В уставы православных монастырей входят специальные положения: "О келейном пребывании", "О внешних посетителях и взаимном посещении келий".
Пребывание в кельи должно приносить монаху духовную пользу. Келья – место исполнения келейного молитвенного правила, чтения душеполезных книг и выписывания из них важнейших назидательных мыслей.


Киот или кивот (греч. «ящик») – рама или ковчег (ящик) со стеклом (обычно деревянный), в котором помещается икона.
Различаются напольные киоты (для больших храмовых икон) и навесные киоты (для небольших икон в храмах и домах). 
Прообразом киота является Ковчег Завета Иерусалимского храма.


Клирос – место в храме, где находятся чтецы и певчие; в большинстве случаев – южный и северный концы солеи, несколько выступающие внутрь храма и закрытые киотами с иконами (называются, соответственно, правым и левым клиросами).
Иногда клирос устраивается на хорах и называется в таком случае верхним.


Клобук:
1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы.
2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного.
3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха – патриарший клобук – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.


Колокольный звон подразделяется на благовест (при таком звоне ритмично ударяют в один колокол), трезвон (ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними), перезвон или перебор (при нем ударяют поочередно в разные колокола).


Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника. В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.


Конфессия – (лат. confessio — исповедание) — объединение верующих, в пределах одной религии, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.
К христианским конфессиям принадлежит православие, католицизм и протестантизм. Более определённо можно сказать, что есть Единая Апостольская Церковь Христова (православие) и отпавший от неё католицизм (1054г.). С 1529г. от католицизма начали отделяться общины, получившие общее название протестанты. 
Термин конфессия получил распространение в период Реформации, когда протестантские общины, отделявшиеся от католичества формулировали собственные исповедания веры – «confessiones».


Копие – обоюдоострый нож с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает копье, которым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте.


Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является всепобеждающим духовным оружием, основанием и средоточием всей церковной жизни.
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную. 


Крест Наперсный – носимый на персях (на груди) символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом.


Крест нательный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.
Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва". 

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!


Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
Напрестольный Крест имеет богослужебное употребление: им в особых случаях осеняется верующий народ, им освящается вода на Богоявление и при особо торжественных молебнах, в предусмотренные Уставом случаи, к нему прикладываются верующие.
Напрестольный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей неотъемлемой и обязательной принадлежностью святого престола. Евангелие, как содержащее в себе слова, учение и жизнеописание Иисуса Христа, знаменует собою Сына Божия; образ Распятия (напрестольный Крест) изображает самую вершину подвига Его за спасение человеческого рода, орудие нашего спасения, жертвоприношение Сына Божия за грехи людей. Евангелие и Крест составляют вместе полноту открывшейся в Новом Завете Божественной истины о Домостроительстве спасения человеческого рода.


Крестное зна́мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов.
Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.


Крестный (восприемник) – в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни.


Крестный ход – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни. 
Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. 
Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей.


Крещение – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Крещение дарует человеку свободу от тиранства дьявола, который не сможет больше против воли нашей властвовать над нами. Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Таинство Крещения не действует автоматически, без нашей веры и любви, покаяния, без соблюдения заповедей семя вечной жизни не взойдёт, а погибнет в нас.


Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучек из водостойкого эластичного растения или искуственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.


Кутия, коливо – вареная пшеница или рис, приправленные медом, обычно смешанные с изюмом, черносливом или яблоками.
Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.


ИСТОЧНИК: сайт "АЗБУКА ВЕРЫ".

Форма входа

Православный календарь

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

Мы вКонтакте

Друзья сайта

  • Свято-Покровский храм (ст. Основа)
  • Харьковская епархия Украинской Православной Церкви
  • МЕБЕЛЬ СО ВСЕХ УГОЛКОВ УКРАИНЫ В ХАРЬКОВЕ Прихожанин