ПОДАТЬ ЗАПИСКИ

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

ВАЛААМ. ПРЕВЕЛИКИЙ ОСТРОВ

0 0 0.0

ХУДОЖЕСТВ. ФИЛЬМЫ

Фильм "Иуда" ...

01:47:36
0 0 0.0

ДОКУМЕНТ. ФИЛЬМЫ

Великий пост

00:50:53
0 0 0.0

ФИЛЬМЫ О СВЯТЫХ

Сергий Радонежский. Пут...

1 0 0.0

МУЛЬТФИЛЬМЫ

Свет Неугасимый

00:26:29
0 0 0.0

ЗАКОН БОЖИЙ

«Закон Божий». О Правос...

0 0 0.0

АУДИОКНИГИ

"НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ&q...

0 0 0.0

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСНИ

Седая осень. Протоиерей...

1 0 0.0

СОБЫТИЯ

Предстоятель УПЦ соверш...

0 0 0.0

РАЗНОЕ ВИДЕО

Тизер фильма «Последние...

0 0 0.0

СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Буква П



Падшие духи – отпавшие ещё до сотворения видимого мира от Бога ангелы. По попущению Божию они могут искушать, испытывать свободное произволение людей до Страшного суда. Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они уже никогда не восстанут, не раскаются в своем зле и гордости.


Палица – часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) – матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра.  Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия.


Паломничество – путешествие с целью посетить св. места (монастыри, храмы, места священных событий и др.), помолиться пред их святынями (чудотворными иконами, мощами, и т.п.), поблагодарить Господа за оказанную милость, получить духовный совет и поддержку опытных старцев.


Панагия (греч. всесвятая):
1. Просфора, из которой на литургии изъята частица в память Богородицы.
2. Или энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.


Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.
Зажигается паникадило в самые торжественные моменты богослужения, означая полноту Божественного света открытого Небесного Царства, а также сияние ликов святых Небесной Церкви.
Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники, но меньших размеров, они называются поликандилами.


Панихида (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.
Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.
Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.


Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть имеет большой догматический смысл, как образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего. 
Проходя свое служение в миру, Церковь в то же время по природе своей, по существу отлична от мира. Это и обозначают ступени, возвышающие храм.


Парастас – (греч. "ходатайство") – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианинам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).


Пастырь (церковнослав. - пастух) – одно из имен Иисуса Христа, распространенное Им на служителей Церкви. Пастырь – священнослужитель, духовный наставник верующих, паствы.
Сам Начальник и Совершитель веры Евр (12:2) Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Пастырь добрый!» (Ин. 10:11) Тем самым Он заявил о Себе как о Наставнике и Учителе человеческих душ, заботящемся о их духовном совершенствовании.
Свое пастырское служение Он утвердил не одним учением, но и Личным подвигом, отдав Свою жизнь ради погибающего в грехе человечества.


Пасха – главный христианский праздник Светлого Воскресения Христова. По слову св. Григория Богослова, Пасха – "праздников праздник и торжество торжеств", в котором христиане празднуют "само воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир".


Патерик – иначе отечник – сборник избранных изречений святых отцов, подвижников, или их житий, или же и тех, и других.


Патриарх (от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ - отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов) – верховный иерарх, стоящий во главе Поместной (автокефальной) Церкви.


Плащаница
1) Плащаница – полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа.
2) Четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. В конце вечерни Великой Пятницы (см. Страстная седмица) плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полунощницы, на которой снова уносится в алтарь.
3) Плащаница с изображением усопшей Божией Матери. По разным традициям, она или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы, или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери.


Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах – войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях – допускается погребение и раньше третьего дня.


Подвижник – человек, постоянно исполняющий те или иные аскетические действия, подвизающийся (то есть берущий на себя подвиг борьбы) против той или иной страсти.
Корень этого слова – «подвиг», что в первоначальном значении имеет смысл целенаправленного усилия, стремления к достижению цели.


Подрясник – нижнее облачение духовенства – длинная одежда до пят, в талию, с узкими рукавами.
У монашествующих подрясник должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лён, чесуча, реже шёлковые ткани.


Покаяние – возрождение от греха; сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.


Поклон – преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, - когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.


Покров – матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время Литургии.
Меньшие по размеру покровы называются покровцами, больший – возд́ухом.


Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду.
Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.


Поминки – поминальная трапеза в память об усопшем.
Лучшим поминовением усопшего является молитва о его душе (домашняя и церковная – поминовение на литургии, молебен), милостыня на помин души (не только материальная, но и доброделание), 
Церковь предостерегает от поминовения усопших спиртным. На Руси традиционным поминальными блюдами считаются кутия, блины и кисель. Во время Великого поста устраивать поминки лучше в субботу или в воскресенье.


Помянник – небольшая книжка или тетрадка с записанными в ней для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Называется еще синодиком.
Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник – образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах. 
Что означает список имен? Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых – человеческую личность, в списке умерших – душу, ушедшую в другой мир – в неведомое нам бытие. Помянник это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших.


Пономарь (искаженное греч. приставник) – церковнослужитель, упоминаемый в уставе. С первых веков христианства - сторож храма, не допускавший в него неверных, отлученных и др. В его функции также входило поддерживать храм в порядке, т. е. запирать и отпирать его, возжигать свечи и т. п.  Впоследствии пономарь нередко стал выполнять должность чтеца.


Последование – богослужебный термин, означающий последовательное изложение молитвословий и священнодействий какой-либо службы (последование литургии и т.п.).


Послушание
1) Послушание – христианская добродетель, заключающаяся в согласовании своей воли с волей Божьей. 
Образец послушания – Господь Иисус Христос, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8).
Послушание – основание христианского подвижничества, которое состоит в непрестанном сотрудничестве Бога и человека, позволяющем Богу духовно преобразить человека и пребывать в нем. Виды послушания многоразличны, поскольку все они зависят от Божественного Промысла о человеке. Послушанием может быть и терпение попущенных Богом скорбей, и прохождение особого рода подвига, и исполнение совета духовно опытного наставника или стяжавшего дар прозорливости рассуждения старца. Все виды послушания объединены взысканием и исполнением Божественной воли.
2) Обет, который дает монах при постриге, или порученное дело, служение, которое выполняет член монастырской братии.


Послушник – в монастыре член братии, готовящийся принять монашество и проходящий монашеский искус – испытание, проверку, насколько этот образ жизни ему близок, насколько есть к нему призвание. Обычно это три года, но срок искуса может быть сокращён или увеличен.
Таким образом послушник – это человек, который принят в братию, но еще не пострижен в монашество. Послушничеству обычно предшествует трудничество. Одежды послушника составляют подрясник, скуфия и пояс. Высланный или добровольно ушедший из монастыря, он лишается и имени послушника, и подрясника как не понесший монастырского послушания и освобожденный от него.


Посох – знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена.
Различаются богослужебные – торжественные и богато украшенные посохи (жезлы), и внебогослужебные – более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 
- древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря; 
 - форма, распространившаяся в XVI-XVII вв. – в виде двух змей, извивающихся кверху.
Отличительной особенностью русских посохов является сулок – двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.


Постриг монашеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати.


Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Цель поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе 5-ти из 8-ми основных страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание.
Пост есть также средство выявления страстей, и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания.


Потир (греч. «чаша») – круглая Чаша из благородного металла, на высоком подножии, в которой на литургии совершается пресуществление вина в истинную Кровь Христову, и из которой причащаются священнослужители и миряне.


Потоп всемирный – наказание Божие за развращение человечества и отступление от Бога, выразившееся в затоплении земли (всей, или той её части, где проживали люди).


Православие – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
 «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет Православия» (св. Игнатий Брянчанинов).


Предстоятель:
1) епископ или священник, когда он возглавляет церковную службу;
2) глава Автокефальной Церкви.


Преложение Святых Даров – изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, осуществляемое на Божественной Литургии в Таинстве Евхаристии действием Святого Духа. При этом, видимые признаки хлеба и вина сохраняются.


Прелюбодеяние – грех супружеской измены, связи с замужней или женатым.
В строгом евангельском смысле (Мф. 5,32; Мк.10, 11-12) прелюбодеянием является также брак с разведенным или разведенной, повторный брак и даже мысленное совершение греха (Мф. 5:28).
Физическая близость лиц, не состоящих в законном браке называется блудом.


Преображение Господне – историческое событие. О нём сообщают три евангелиста (Мф. 17,1-9, Мк.9:1-8, Лк.9:28-36).
Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло в явлении Божества Логоса в природе человеческой.
«Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст.


Пресвитер или священник (греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина) – вторая степень священнического служения, следующая после диакона и перед епископом.
Пресвитер есть вторая ступень в священной иерархии (священноначалии). Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.


Преставление (ко Господу) – смерть, кончина, переход от временной земной жизни в вечность.


Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).
Престол является самым священным местом в храме, т.к. знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы и является местом особенного присутствия Божественной Славы. На Престоле совершается самое важное из всех таинств Церкви – Таинство Евхаристии (Причащения). Нижний покров Престола называется катасаркой, слав. срачи́цей (сорочкой), верхний – индитией (греч. – одеваю). Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой. 
На святом Престоле находится несколько священных предметов: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница. Прикасаться к престолу и проходить перед ним (между престолом и Царскими вратами) имеют право только священнослужители.


Придел – дополнительный к основному алтарю алтарь со всеми необходимыми принадлежностями, с иконостасом и храмовой частью для молящихся.
Расположены приделы, по большей части, по одну или обе стороны от главной, центральной части храма и называются боковыми приделами. Иногда они находятся впереди центрального алтаря.


Притвор – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др.
Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы.


Причастие (или евхаристия) есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.


Промысл Божий (слово промысел – относится к ремеслу; народный промысел, но промысл Божий) – непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом.


Проповедь – наставление, разъясняющее основы истинной веры и благочестивой жизни.
Распространение христианства неразрывно связано с проповедью. Сам Иисус Христос проведывал Свое учение среди еврейского народа. Им были избраны 12 апостолов, а затем еще 70 учеников для проповеди Евангелия. Их благовестие миру принято называть апостольской проповедью. В деле христианской проповеди потрудились отцы и учители Церкви, многие из которых были выдающимися проповедниками. 
Проповедь священника – неотъемлемая часть православного богослужения.


Пророки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.
По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков.


Проскомидия (греч. «принесение») – первая часть литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии.
Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса.


Просфора своим происхождением уходит в древние времена. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».


Протодиакон (от греч. protos – первый и diakonos – служитель, перводиакон) – правительственная степень диакона, принадлежащего к белому духовенству.  Степень протодиакона дают за личные заслуги перед Церковью или за долголетнюю безукоризненную службу.


Протоиерей (от греч. πρώτος первый и ίερεύς священник, первосвященник) – правительственная степень, даруемая пресвитеру (священнику) белого духовенства в качестве награды за особые заслуги.
Посвящение в протоиерея производится через хиротесию. Как правило, протоиерей является настоятелем храма (старшим священником).


Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная).
Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощения.


Псалмы – священные молитвенные песни, написанные по преимуществу пророком Давидом (X век до Р.Х.) и собранные в одну книгу, называемую Псалтирь (часть Библии). Всего в Псалтирь входит 150 псалмов.


Псалтирь – книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.

Существует традиция чтения Псалтири над телом преставившегося ко Христу христианина до его погребения.
Чтение совершается по возможности стоя, непрерывно, днем и ночью, если чтецов несколько, при этом родным и близким надо хотя бы иногда присоединяться к молитве.


Пустынь – монастырь или скит, находящийся (или изначально построенный) в отдаленном пустынном месте.


ИСТОЧНИК: сайт "АЗБУКА ВЕРЫ"

Форма входа

Православный календарь

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

Мы вКонтакте

Друзья сайта

  • Свято-Покровский храм (ст. Основа)
  • Харьковская епархия Украинской Православной Церкви
  • МЕБЕЛЬ СО ВСЕХ УГОЛКОВ УКРАИНЫ В ХАРЬКОВЕ Прихожанин