ПОДАТЬ ЗАПИСКИ

ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ

00:14:22
0 0 0.0

ХУДОЖЕСТВ. ФИЛЬМЫ

Притчи 2

0 0 0.0

ДОКУМЕНТ. ФИЛЬМЫ

Святитель Николай Чудот...

00:03:56
0 0 0.0

ФИЛЬМЫ О СВЯТЫХ

ПЕРВЫЕ СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУС...

0 0 0.0

МУЛЬТФИЛЬМЫ

Мультфильм о батюшке Се...

1 0 0.0

ЗАКОН БОЖИЙ

«Закон Божий». О Правос...

0 0 0.0

АУДИОКНИГИ

"НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ&q...

0 0 0.0

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСНИ

Ангел-хранитель (Валери...

1 0 0.0

СОБЫТИЯ

Документальний фільм &q...

0 0 0.0

РАЗНОЕ ВИДЕО

О, Дивный остров, Валаам!

00:14:10
0 0 0.0

СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

Статистика

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Буква С



Самооправдание – лукавая попытка оправдания собственной греховности.
Самооправдание – очень тяжелый по своим последствиям грех, ибо оправдывающий себя в грехах к совершенному греху добавляет еще грехи лжи, лукавства, несмирения, осуждения. Грех самооправдания среди людей имеет исключительно широкое распространение и при этом почти никем не осознается как грех: помыслы от лукавого всегда "помогут" нашему самолюбию найти оправдание себе, а значит, неизбежно перенести вину за грех на окружающих. В действительности сами себя оправдать мы никак не можем: право суда и оправдания принадлежит одному Богу, и заслужить оправдание можно только покаянием, т. е. обвинением себя.


Сан священный – достоинство священнослужителя.
Понятие «священный сан» включает в себя сан диаконский, сан священнический и сан епископский.


Cатана (евр. евр. сатан - противник) – падший дух, одно из наименований дьявола.


Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Каждый день после Лтургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. 
В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. 
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). 
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе!".


Свеча церковная – символ молитвы верующего человека и жертва на храм. Своим горением пред иконой являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.
Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.


Святая вода – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.


Святая Троица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.


Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника.
Они называются также святыми вечерами. Святить двенадцать дней после Рождества Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древность установления празднования святок подтверждается церковным Уставом преподобного Саввы Освященного († 530 г.), по которому в дни святок не положен пост, а также не совершаются коленопреклонения; запрещено также браковенчание. То же подтверждено кодексом Юстиниана (535 г.).


Святой Дух – третье Лицо (ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.
Вне времени исходит от Бога Отца и имеет все Божественные свойства – всеведение, вездеприсутствие, всемогущество, творение и промышление о мире. Действием благодати совершает возрождение и спасение душ и управляет Христовой Церковью.


Святые отцы – святые, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – об́ожения человеческой природы.


Священник – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов). Священник находится в подчинении у архиерея. Именуется еще иереем и пресвитером. 
Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).
На груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест.


Священное Писание – Библия.
Слово Библия происходит от греческого слова – biblia означающего книги (в множественном числе), а оно в свою очередь от – byblos означающего папирус. 
Библия состоит из отдельных произведений написанных разными авторами в разное время на протяжении 16 столетий. Эти произведения так и называются «книги», например: «книги Нового Завета» или «книги Ветхого Завета». 
Для православных христиан Священное Писание является частью Священного Предания Церкви. Этот факт подчеркивает важность правильного понимания библейских текстов.


Священнослужители – степени служения высших клириков, отличные от степеней служения низших клириков или церковнослужителей.
Для посвящения в священнонослужители проходят через особое таинство – хиротонию (рукоположение, таинство священства). Основные степени священнослужителей – диакон, пресвитер и епископ. Священнослужители образуют Богоучрежденную священную иерархию или священноначалие.


Священноначалие (Священная иерархия, иерархия – священноначалие, греч. hierarchia, от hieros – священный и arche – начало, власть) – три степени священнического служения апостольского происхождения, а именно степени епископа, пресвитера и диакона. Все три степени сообщаются через благодатное Таинство священства или хиротонию.


Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.
Первый (а не последний!) день седмицы называется «неделей» (от «не делати» «не работать», «отдыхать»). Например: «Неделя Торжества Православия» это 1-е воскресенье Великого Поста; «Фомина неделя» 2-е воскресенье от Пасхи, и т.д. 
Прилагательное «недельный» значит «воскресный». Выражение «в недельный день» означает «в день воскресный». В русском языке название этого одного главного дня стало названием всего семидневного периода («неделя» в современном смысле).


Седьмой День (Воскресенье) – еженедельный праздничный день (малая Пасха), которым начинается богослужебная седмица. Назван так в память воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа.
В церковно-богослужебных книгах называется еще неделей, т.к. в этот день не положено заниматься житейскими делами (не-деля), но следует посвящать его молитве, чтению духовной литературы и делам милосердия. Воскресный день не отменяет и не заменяет празднование субботы.


Секта – отличающееся недолгим сроком существования религиозное течение, отколовшееся от основного религиозного направления, подвергшее существенной ревизии его вероучение, создавшее собственную организацию.


Семинария (лат. «рассадник») – высшее духовное учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов.
В настоящее время в некоторых семинариях существует заочное отделение, на котором учатся священники и диаконы без отрыва от служения.


Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.
Находится в алтаре, непосредственно за престолом напротив Горнего места в соответствии с Откровением Иоанна Богослова, который прямо перед престолом Вседержителя, т.е. против Горнего места, видел семь светильников огненных, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4:5).
Семисвечник символизирует свет даров Святого Духа, изливаемых на верующих в семи таинствах Церкви. Ветви светильников имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад.


Символ веры - краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м (в 325 году) и 2-м (в 381 году) Вселенских Соборах. 
Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.


Синод (греч. «особое собрание, собор») – в настоящее время – совещательный орган при Патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул «Священный Синод».


Сион – один из холмов, на которых располагается Иерусалим.
Сионом также называется предмет церковной утвари – хранилище просфор, повторяющее в миниатюре архитектурный облик храма.


Сквернословие (матерщина, срамословие) – словесный грех (наряду с ложью, клеветой, наушничеством).
Сквернословие есть как бы антимолитва, призывание скверных имен, есть прямой враг молитвы. Сквернословие является языком падших духов. В борьбе с этим грехом важно трезвение. Слово рождается в мысли, значит, чтобы не грешить в слове, нужно не позволять себе мысленно сквернословить. 
Апостол учит: "никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе" (Еф. 4. 29). Слово должно приближать к Богу, а не удалять от Него. Недаром в русском народе матерщинников издавна называли богохульниками".


Скит
1. Пустынный, уединенный монастырь с небольшим количеством монахов и более строгим, чем в общежительных монастырях, уставом жизни.
По большей части скиты устраиваются неподалеку от больших монастырей.
2. Жилище отшельников, вполне самостоятельное или достаточно автономное в рамках монастыря. Жизнь в скиту – средняя форма монашеского подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством. 
Скит состоит обычно из двух-трех келий, в которых иноки живут по отдельности, но сохраняют общность имущества, труда и пропитания. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV-V вв. были уединенные поселения монахов.


Скоромная пища (древнерус. скором – «жир, масло») – продукты, не дозволенные в пост: мясные продукты, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко...).
Кратко – это продукты животного происхождения. При строгом посте воздерживаются и от рыбы.


Слава Божия – явление всесовершенных свойств Божьих (всемогущества, всеведения, вездесущия и др.) в сотворенном Им мире.
Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной благодати.


Славословие – высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умом погружен в любовь к Богу.


Сластолюбие – греховная наклонность человека, страсть. Проявляется чрезмерным стремлением к чувственным, плотским наслаждениям. Наряду со сребролюбием и славолюбием в аскетике определяется как коренная страсть, происходящая от корня страстей – самолюбия.
Духовным сластолюбием именуется стремление к получению удовольствия в молитве.


Служба церковная - богослужение, совершаемое в храме.
Называется «службой» потому, что молитвенное предстояние верующих – воинов Царя Небесного – пред Богом является служением Ему.


Смерть – последствие грехопадения; таинство разделения души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда, на котором уже будет решена вечная участь человека.
В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога.


Смирение – евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати.

Смирение – это трезвое видение самого себя. 


Смиренномудрие – одна из сторон добродетели смирения.
Смирение человека рождается в уме. Оно суть благое и блаженное состояние духа, то есть по преимуществу добродетель ума. 
Оно предполагает правильное воззрение на себя и окружающий человека мир.


Сновидения – призраки умственной деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна.


Соблазн – греховное искушение, повод к греху. Соблазн, по св. Василию Великому есть то, что уводит человека от истины, ведёт к нечестию.
По еврейски соблазн (мокеш) это – петля, попадая в которую человек падает. По-гречески соблазн – "скандалон".


Собор (слав. «собрание, съезд»):
1) Собор апостольский – первое в истории Церкви собрание апостолов в Иерусалиме (Деян., гл. 15). 
2) Собор церковный – официальное собрание епископов и других представителей Церкви с целью выработки вероучительных и богослужебных положений, мер борьбы с ересями и дисциплинарных норм.
3) Главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства. 
4) Собор святых – церковный праздник, совокупно прославляющий святых, объединенных территориально или исторически общим подвигом.


Соборное служение – торжественное совместное совершение богослужения (сослужение) несколькими священнослужителями.


Соборность – богословское понятие, означающее единство, целостность Церкви, единение всех ее членов под Главою Церкви – Христом.


Соборование (или Елеосвящение) – одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. 
Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.


Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).
Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.


Содомский грех – противоестественное извращение, проявляющееся во влечении к лицам одного пола.


Солея (греч. «возвышение») – возвышение перед иконостасом на одну-две ступени от пола, во всю ширину храма.

Выдающаяся часть солеи напротив царских врат называется амвоном.


Сорокоуст – церковное молитвенное поминовение человека в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т.к. «у Бога все живы».


Сошествие Святого Духа – (Пятидесятница или День Святой Троицы) – один из двунадесятых праздников, установленный в память сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день по Пасхе (Деян. 2:1-4).


Список иконы – копия с чудотворного образа.


Сплошная седмица – седмица, в которой отменен пост в среду и пятницу (см. однодневные посты):
Сплошных седмиц пять:
Святки – период от Рождества Христова до Крещения Господня (7-19 января).
Мытаря и фарисея – за 2 седмицы до Великого Поста.
Сырная (масленица – народн.) – седмица перед Великим Постом (но без мяса).
Пасхальная (светлая) – седмица после Пасхи.
Троицкая – седмица после Троицы.


Сребролюбие – третья из восьми главных страстей, состоящая в ненасыщаемом, бесконечном увеличении внешних благ. Противоположной сребролюбию добродетелью является нестяжание.
Сребролюбие – нарушение второй заповеди, идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), то есть богатству.


Сретение Господне – двунадесятый праздник, установленный в память того, как Младенец Господь, принесенный в Иерусалимский храм Девой Марией в сороковой день, был встречен праведным старцем Симеоном, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя человечества (Лк. 2:22-39).
Совершается празднование 2/15 февраля – на 40-й день после Рождества Христова.


Старец – опытный подвижник, имеющий духовную мудрость и благодатную силу помогать молитвой и советом.


Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.


Страх Божий – действие благодати Святого Духа в человеческом сердце, дарующей человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком.
прот. А. Мень: "Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться. "


Страшный суд – суд Господа Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся (1Кор. 15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф. 25, 31-46; 2 Кор. 5, 10) и словам (Мф. 12, 36).
Святые Отцы говорили о том, что существует некая "память сердца", запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.


Суббота – последний день седмицы в православном календаре.

Суббота в православной памяти, в православном богослужении и богословии также до сих пор праздничный день. Субботы, как и воскресные дни, празднично выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.


Суеверия – суетная, т.е. ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи..., т.е. идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве – недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное – в слабости или отсутствии истинной веры.
Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.


Схима (греч. σχημα – образ, внешний вид) – высшая ступень православного монашества. Она следует после рясофора и представляет собой более глубокую ступень отречения от мира.


Схимонах – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского.
Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти.
Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом.


Сыропустная неделя – последнее воскресенье перед Великим постом, этим днем заканчивается сырная седмица. Сыропустная неделя – последний день употребление в пищу непостных продуктов (в том числе сыра).

Сыропустная неделя также называется «Прощенным воскресеньем», т.к. в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед вступлением в пост.


ИСТОЧНИК: сайт "АЗБУКА ВЕРЫ"

Форма входа

Православный календарь

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

Мы вКонтакте

Друзья сайта

  • Свято-Покровский храм (ст. Основа)
  • Харьковская епархия Украинской Православной Церкви
  • МЕБЕЛЬ СО ВСЕХ УГОЛКОВ УКРАИНЫ В ХАРЬКОВЕ Прихожанин